Нормативные документы
44-ФЗ
Положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – специальный федеральный закон, 44-ФЗ)
Правовой статус и объем полномочий Ассоциации содействия общественному контролю за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок (АСО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ») (далее – контрольная функция, Заявитель), граждан Российской Федерации определены статьей 102 44-ФЗ, в том числе частью 2 данной статьи с целью предупреждения и информирования заказчика, контрольных органов о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 1 данной статьи специального федерального закона органы государственной власти обязаны обеспечивать возможность осуществления такого общественного контроля.
В интересах государства и общества контрольная функция определена специальным федеральным законом с правом содействия осуществлению независимого мониторинга и оценки осуществления закупок и результатов исполнения контрактов заказчиком в части их соответствия требованиям 44-ФЗ в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 102 44-ФЗ и с правом подачи Заявителем заявлений в соответствии с пунктами 4,5 части 3 статьи 102, подпунктом «а», пункта 2 части 15 статьи 99 44-ФЗ.
Формы контроля в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 1, статьями 99, 102 специального федерального закона призваны обеспечить надлежащий контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 12 44-ФЗ должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством, специальным федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 107 44-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства, несут дисциплинарную, административную, и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
59-ФЗ
Положения Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – 59-ФЗ)
В соответствии с частью 2 статьи 8 59-ФЗ письменное обращение Заявителя подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
В соответствии с частью 1 статьи 12 59-ФЗ письменное обращение Заявителя, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В соответствии с частью 4 статьи 10 59-ФЗ ответ на письменное обращение Заявителя направляется в форме электронного документа по заявлению, поступившему в форме электронного документа, и в письменной форме по заявлению, поступившему в письменной форме.
В соответствии с частью 3 статьи 8 59-ФЗ в случае, если должностными лицами уполномоченного органа указывается, что исследование информации, содержащейся в заявлении Заявителя не относится к компетенции уполномоченного органа, то в течение 7 дней со дня регистрации заявление должно быть направлено в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в заявлении вопросов, с уведомлением Заявителя о переадресации.
В соответствии с частью 1 статьи 6 59-ФЗ запрещается преследование заявителя в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица, либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.
Устав
Ассоциация является контрольной функцией, а участники контрольной функции – специалисты с многолетним опытом работы в контрольно-надзорной сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Ассоциация осуществляет свою общественнополезную деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», иными правовыми актами Российской Федерации, Уставом.

Выписки из Устава Ассоциации.
1.6. Полное наименование Ассоциации на русском языке: Ассоциация содействия общественному контролю за соблюдением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок «ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ»
Сокращенное наименование Ассоциации на русском языке: АСО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ».

1.8. Ассоциация вправе осуществлять свою деятельность на всей территории Российской Федерации без открытия обособленных подразделений.

2.1. Целями создания Ассоциации являются:

2.1.2. содействие общественному контролю за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
2.1.3. содействие реализации принципов контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
2.1.4. содействие развитию и совершенствованию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
2.1.5. содействие предупреждению, выявлению нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и информирование заказчиков, контрольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях.

2.3.7. взаимодействие с государственными, общественными организациями, иными коммерческими и некоммерческими организациями в рамках реализаций целей деятельности Ассоциации;

2.3.10. обеспечение предоставления участникам контрактной системы в сфере закупок, должностным лицам участников контрактной системы в сфере закупок, занятым в сфере закупок юридических, информационных и консультационных услуг;

2.3.12. осуществление независимого мониторинга закупок и оценки эффективности закупок, в том числе оценки осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», закупок и результатов исполнения договоров в части их соответствия требованиям Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
2.3.13. обращение от своего имени в уполномоченные государственные органы и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
2.3.14. обращение от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях и (бездействиях) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы, контрактных управляющих признаков состава преступления;
2.3.15. обращение в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2.3.16. осуществление научной, исследовательской деятельности, проведение экспертных мероприятий, опросов, консультационной деятельности;

2.3.18. формирование активного экспертного сообщества по профилю деятельности Ассоциации.

2.4. Ассоциация может осуществлять приносящую доход деятельность, при условии, что такая деятельность предусмотрена в настоящем Уставе. Такой деятельностью признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания Ассоциации.

2.5. Ассоциация вправе сотрудничать со всеми заинтересованными общественными и научными организациями, органами власти, иными организациями и физическими лицами.

149-ФЗ
Положения Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – 149-ФЗ)
В соответствии с частью 1 статьи 5 149-ФЗ информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
В соответствии с частью 2 статьи 7 149-ФЗ общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 8 149-ФЗ не может быть ограничен доступ к информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией.
212-ФЗ
О положениях Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее – 212-ФЗ)
Положения 212-ФЗ неприменимы к деятельности Ассоциации как к объединению юридических лиц в связи со следующим.
В соответствии со статьей 1 212-ФЗ предметом регулирования указанного федерального закона являются «правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.».
В соответствии с позицией Министерства юстиции РФ (Письмо от 26.07.2019 №11-95338/19) «публичными полномочиями являются делегированные государством участникам рынка часть своих контрольных и надзорных функций за деятельностью субъектов в определенной сфере экономики в целях реализации возложенных на них государством задач, характеризующих принудительно-властный характер.». В частности, в указанном письме, касающемся деятельности саморегулируемых организаций Министерство юстиции РФ определяет публичные полномочия для данных организаций как «разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. В этой связи саморегулируемые организации в строительстве и их национальные объединения наделены публично-правовыми полномочиями.».
Одновременно с этим такие участники контрактной системы как заказчики, участники закупок, специализированные организации, операторы электронных площадок не наделены и не осуществляют в ходе осуществления действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – 44-ФЗ, специальный федеральный закон), не приобретают и не реализуют никаких контрольных и надзорных функций, характеризующих принудительно-властный характер, не разрабатывают и не устанавливают стандартов и правил, то есть не осуществляют никаких публичных полномочий.
Кроме того, в статье 9 212-ФЗ (в обеих ее частях) названы субъекты общественного контроля применительно к сфере действия указанного федерального закона. Это: Общественная палата Российской Федерации; общественные палаты субъектов Российской Федерации; общественные палаты (советы) муниципальных образований; общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также общественные наблюдательные комиссии; общественные инспекции; группы общественного контроля; иные организационные структуры общественного контроля.
Указанные субъекты являются коллегиальными органами, формируются на основе добровольного участия в их деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и иных некоммерческих организаций и не являются юридическими лицами (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», часть 5 статьи 1 Федерального закона от 23.07.2016 № 183-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации»).
Применительно к 212-ФЗ общественный мониторинг – это в соответствии с частью 1 статьи 19 212-ФЗ «постоянное (систематическое) или временное наблюдение за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих
в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия».
В рамках 44-ФЗ независимый мониторинг – это в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 102 44-ФЗ «независимый мониторинг закупок и оценка эффективности закупок, в том числе оценка осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия» требованиям специального федерального закона.
Таким образом перечень субъектов общественного контроля, в соответствии с 212-ФЗ не являющихся юридическими лицами, не соотносится и не пересекается с перечнем субъектов общественного контроля в соответствии с 44-ФЗ – юридических лиц, а содержание, суть и сфера применения 212-ФЗ, касающегося общественного контроля за органами и организациями, наделенными и осуществляющими публичные полномочия, не соотносится и не пересекается с содержанием, сутью и сферой применения общественного контроля в рамках 44-ФЗ, объекты которого не наделены публичными полномочиями.
82-ФЗ
О положениях Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»
Положения Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» неприменимы к некоммерческим организациям образованных в форме ассоциаций в силу ограничений его сферы действия, определенных в статье 2 указанного федерального закона.
e-mail: info@public-control.ru
телефон: +7 495 305 78 70
Made on
Tilda