НЕЗАВИСИМЫЙ МОНИТОРИНГ
как форма общественного контроля

АСО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ» (далее – контрольная функция, Ассоциация) в соответствии с частью 1 статьи 102 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – 44-ФЗ, специальный федеральный закон), реализуя свое право, осуществляет свою деятельность в рамках содействия осуществлению общественного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. При этом контрольная функция осуществляет содействие осуществлению общественного контроля в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 102 44-ФЗ исключительно в форме независимого мониторинга размещаемой заказчиками в единой информационной системе (далее – ЕИС) общедоступной информации и документов и не проводит общественного мониторинга в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее – 212-ФЗ), не осуществляет каких-либо проверочных мероприятий, не вмешивается в хозяйственную деятельность заказчика, не направляет запросов заказчику о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов.
В процессе независимого мониторинга закупок заказчика, осуществляемого гражданами Российской Федерации исключительно посредством ИТС Интернет в форме открытого доступа к ЕИС, контрольной функцией осуществляется реализация права на содействие осуществлению общественного контроля за соблюдением требований законодательства путем информирования о признаках нарушения законодательства в соответствии с частью 2 статьи 102 44-ФЗ: заказчика в форме информирования, предупреждения, контрольных органов в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 15 статьи 99, пунктами 4, 5 части 3 статьи 102 44-ФЗ в форме заявлений.
Все цели и задачи Ассоциации, осуществляемые ей виды деятельности очерчены в Уставе Ассоциации сферой применения исключительно законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (далее – законодательство).
При этом положения об общественном контроле за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок определены в статье 102 44-ФЗ.
Частью 1 статьи 102 44-ФЗ определены субъекты общественного контроля. В соответствии с данной нормой это три категории субъектов: «граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц». Иных требований и критериев к субъектам общественного контроля за соблюдением требований законодательства специальный федеральный закон не предъявляет.
В соответствии с частью 2 статьи 102 44-ФЗ «общественный контроль осуществляется в целях реализации принципов контрактной системы в сфере закупок, содействия развитию и совершенствованию контрактной системы в сфере закупок, предупреждения, выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и информирования
заказчиков, контрольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях.».
В соответствии с частью 3 статьи 102 44-ФЗ «…объединения юридических лиц», осуществляющие общественный контроль, вправе:
3) осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям настоящего Федерального закона;
4) обращаться от своего имени в государственные органы и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы, контрактных управляющих признаков состава преступления;
6) обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом Ассоциация, являясь объединением юридических лиц, соответствует всем требованиям и критериям специального федерального закона, а
следовательно, вправе и на законных основаниях осуществляет не общественный мониторинг в соответствии с 212-ФЗ, а независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в соответствии с положениями статьи 102 специального федерального закона.
Положения 212-ФЗ к Ассоциации неприменимы, поскольку деятельность осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, ГК РФ, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ, Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ и Уставом.
Положения 212-ФЗ неприменимы к деятельности Ассоциации как объединения юридических лиц в связи со следующим.
В соответствии со статьей 1 212-ФЗ предметом регулирования указанного федерального закона являются «правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.».
В соответствии с позицией Министерства юстиции РФ (Письмо от 26.07.2019 №11-95338/19) «публичными полномочиями являются делегированные государством участникам рынка часть своих контрольных и надзорных функций за деятельностью субъектов в определенной сфере экономики в целях реализации возложенных на них государством задач, характеризующих принудительно-властный характер.». В частности в указанном письме, касающемся деятельности саморегулируемых организаций, Министерство юстиции РФ определяет публичные полномочия для данных организаций как «разработку и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. В этой связи саморегулируемые организации в строительстве и их национальные объединения наделены публично-правовыми полномочиями.».
Одновременно с этим такие участники контрактной системы как заказчики, участники закупок, специализированные организации, операторы электронных площадок не наделены и не осуществляют в ходе осуществления действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в рамках специального федерального закона, не приобретают и не реализуют никаких контрольных и надзорных функций, характеризующихся принудительно-властным характером, не разрабатывают и не устанавливают стандартов и правил, то есть не осуществляют никаких публичных полномочий.
Кроме того в статье 9 212-ФЗ (в обеих ее частях) названы субъекты общественного контроля применительно к сфере действия указанного федерального закона. Это: Общественная палата Российской Федерации; общественные палаты субъектов Российской Федерации; общественные палаты (советы) муниципальных образований; общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также общественные наблюдательные комиссии; общественные инспекции; группы общественного контроля; иные организационные структуры общественного контроля.
Указанные субъекты являются коллегиальными органами, формируются на основе добровольного участия в их деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и иных некоммерческих организаций и не являются юридическими лицами (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», часть 5 статьи 1 Федерального закона от 23.06.2016 № 183-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации»).
Применительно к 212-ФЗ общественный мониторинг – это в соответствии с частью 1 статьи 19 212-ФЗ «постоянное (систематическое) или временное наблюдение за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия».
В рамках 44-ФЗ независимый мониторинг – это в соответствии с пункт 3 части 3 статьи 102 44-ФЗ «независимый мониторинг закупок и оценка эффективности закупок, в том числе оценка осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия» требованиям специального федерального закона.
Таким образом перечень субъектов общественного контроля в соответствии с 212-ФЗ, не являющихся юридическими лицами, не соотносится и не пересекается с перечнем субъектов общественного контроля в соответствии с 44-ФЗ – юридических лиц; а содержание, суть и сфера применения 212-ФЗ,
касающегося общественного контроля за органами и организациями, наделенными и осуществляющими публичные полномочия, не соотносится и не пересекается с содержанием, сутью и сферой применения общественного контроля в рамках 44-ФЗ, объекты которого не наделены публичными полномочиями.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» запрещается преследование заявителя в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица, либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.
e-mail: info@public-control.ru
телефон: +7 495 305 78 70
Made on
Tilda